Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МДОУ №14 Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МДОУ №14 ориентирована на родителей (законных представителей) детей. Текст краткой презентации доступен для ознакомления на официальном сайте МДОУ №14 https://dou14.lmn.su. (п. 2.13 ФГОС ДО) НОВОСЕЛЬЕ 2023 Наименование образовательной программы: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МДОУ №14 (утверждена распоряжением заведующего МДОУ №14 от 30.08.2023г. № 44-Р) Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МДОУ №14 (далее – Программа) разработана и утверждена МДОУ №14 (далее – ДОУ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=lnut7ypxhn939500134). Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений и четвертый дополнительный раздел. Образовательная деятельность по реализации Программы дошкольного образования в МДОУ №14 осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа: АОП ДО реализуется для детей 5-7(8) лет, которые являются детьми с ОВЗ (по заключению ТПМПК) и которым рекомендовано обучение по АОП ДО для детей с ТНР. Целью реализации Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Цели Программы достигаются через решение следующих задач: -реализация содержания Программы; -коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР; -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; -создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; -формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с ТНР; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья детей с ТНР; -обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Содержание образовательной деятельности представлено по 5-ти образовательным областям: - физическое развитие; - речевое развитие; - познавательное развитие; - художественно-эстетическое развитие; - социально-коммуникативное развитие. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующих программ: Парциальная программа «Мир Без Опасности» (Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с., 2-е издание, перераб. и доп. Одобрена Экспертным советом по образованию и социализации детей Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования») (URL: https://old-firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mir_bez_opasnosti.pdf) Цель программы – стр. 22. Основные образовательные задачи – стр. 22 Особенность авторского подхода – стр. 19-21. Стратегический ориентир на ФГОС НОО – стр. 15-19 Возрастные характеристики развития детей, значимые для формирования культуры безопасности личности – стр.31-46 Планируемые результаты освоения программы – стр.47-54 Особенности проведения педагогического мониторинга – стр. 49-54. Парциальная программа «Петербурговедение для дошкольников. Просто о сложном» (Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Петербурговедение для дошкольников. Просто о сложном», согласована педагогическим советом МДОУ №14, протокол от 30.08.2022г. №1, утверждена распоряжением заведующего МДОУ №14 от 30.08.2022г. №43-Р) (URL: https://dou14.lmn.su/images/docs/Peterburgovedenie2022.pdf) Содержание образовательной деятельности – стр. 5-6. Календарное планирование на учебный год – стр. 7. Примерные конспекты образовательной деятельности – стр. 9-11. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей 1. Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста. 2. С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях. 3. Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек. 4. Взаимодействие педагогических работников ДОУ с родителями (законным представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка. 5. Укрепление и развитие взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. 6. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. 7. Реализация цели обеспечивается решением следующих задач: - выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка; - вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; - внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада. - создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; - повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся. 8. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления: - аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка; - коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. - информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях).